Требования Права и обязанности Работа с родителями Работа с "трудными" пятая

   Положение о классном руководителе государственного общеобразовательного
учреждения Красноярского края

 

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет организацию деятельности педагогических работников, на которых возложены функции классных руководителей в государственных общеобразовательных учреждениях всех типов и видов, расположенных на территории Красноярского края в соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 21.06.01 №480/30-16, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.02.06 №21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.01 №196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении».
2. Цели и задачи деятельности классного руководителя
2.1. Цели деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности учащегося, его успешной социализации в обществе.
2.2. Достижение цели деятельности классного руководителя требует решения следующих задач:
обеспечить включенность каждого учащегося в образовательные процессы общеобразовательного учреждения;
обеспечить условия для индивидуального самовыражения каждого учащегося, предъявления их в значимых для учащегося формах и действиях;
обеспечить понимающее взаимодействие между учащимися, педагогами, родителями и другими людьми, не являющимися участниками образовательного процесса;
обеспечить защиту прав и интересов учащихся.
3. Должностные обязанности классного руководителя
3.1. Организационно-координирующие:
- организация деятельности класса: разработка программ и планов воспитательной деятельности, инициирование и координация работ детского соуправления, организация дежурства класса.
- организация учебной работы: ведение документации классного журнала, дневников и личных дел учащихся; оформление портфолио учащихся; привлечение специалистов в области детства в процессы создания условий психологического, физического, социального, эмоционального комфорта учащегося; установление взаимодействия между педагогическими работниками, учащимися, родителями учащихся;
- организация внеурочной работы: инициирование творческих дел, проведение мероприятий по профилактике вредных привычек; выявление интересов учащихся, включение в программы дополнительного образования, отслеживание результатов учащихся в данных видах деятельности;
- содействие в социальной защите учащихся: сопровождение учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации; контроль за обеспечением социальных прав детей из малообеспеченных семей; содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
- организация досуга для духовного развития ребёнка: организация и проведение мероприятий, развивающих эмоциональную и мыслительную сферы учащихся; организация включения в социально - значимую деятельность;
- повышение педагогической культуры родителей, содействие участию родителей в жизни коллектива класса и общеобразовательного учреждения;
- регулирование межличностных отношений между учащимися, формирование коммуникативных качеств;
- сопровождение учащихся «группы риска», состоящих на профилактическом учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
3.2. Контрольно-аналитические:
- умение анализировать свою деятельность, определять её конкретные цели, проектировать, адаптировать формы и методы воспитания к конкретным условиям, повышение своего профессионального уровня.
- изучение индивидуальных особенностей учащихся, физического, психического здоровья, их успеваемости, посещаемости и поведения во взаимодействии с медицинской и социально-психологической службами общеобразовательного учреждения;
- определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
- контроль за успеваемостью каждого учащегося и посещаемостью ими учебных занятий.
4. Права классного руководителя
4.1. Классный руководитель имеет право:
- выносить на рассмотрение администрации общеобразовательного учреждения, педагогического или методического совета общеобразовательного учреждения согласованные с коллективом класса предложения по совершенствованию работы общеобразовательного учреждения;
- получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье учащихся;
- координировать работу учителей-предметников, психологов, социальных педагогов, родителей, оказывающих воспитательное влияние на учащихся класса через проведение педагогических консилиумов, «малых педсоветов»;
- по согласованию с администрацией общеобразовательного учреждения обращаться в подразделения по делам несовершеннолетних, организуя решение вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся класса;
- определять программы индивидуальной работы с учащимися;
- по согласованию с администрацией общеобразовательного учреждения и с разрешения педагогического совета вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности;
- выбирать формы повышения педагогической квалификации.
5. Профессионально-педагогическая компетентностьклассного руководителя
5.1. Классный руководитель должен знать:
- Конституцию Российской Федерации, Конвенцию о правах ребенка, Законы Российской Федерации и Красноярского края «Об образовании», другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Красноярского края в области образования;
- психолого-педагогические основы работы с учащимися конкретного возраста;
- теорию и методику воспитательной работы, в т.ч. современные подходы, концепции и технологии воспитания;
- правила и нормы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
5.2. Классный руководитель должен уметь:
- использовать в работе инновационные технологии;
- анализировать имеющиеся воспитательные ресурсы;
- разрабатывать программу действий по достижению воспитательных целей;
- формировать внутренний распорядок жизни класса и нормы культуры коллектива класса;
- разрабатывать критерии оценки достижения воспитательных целей, проводить анализ способов их достижения, составлять и оформлять аналитический отчет о своей деятельности;
- излагать содержание и смысл воспитательных действий в доступной форме для учащихся, родителей.
6. Критерии эффективности деятельности классного руководителя
6.1. Результативность работы классного руководителя анализируется и оценивается администрацией общеобразовательного учреждения и другими участниками образовательного процесса. С этой целью в каждом общеобразовательном учреждении разрабатывается система критериев работы, а также приемов оценочно-аналитической деятельности.
6.2. Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет, как правило, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
6.3. Эффективность работы классного руководителя оценивается на основании критериев, которые характеризуют:
- наличие программ и планов воспитательной деятельности; в классном коллективе развёрнутого детского соуправления-детских инициатив и социально-значимых проектов, участие коллектива учащихся в общешкольных событиях;
- хорошие показатели успеваемости класса и отсутствие пропусков по неуважительной причине;
- наличие в классе своих традиций, занятость учащихся в системе дополнительного образования, демонстрация учащимися этических норм в поведении, общении;
- реализация индивидуальных программ поддержки учащихся из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- наличие различных форм работы с родителями и содействие в повышении их педагогической культуры;
- наличие форм совместного планирования воспитательной деятельности класса и обсуждения её результатов;
- наличие индивидуальных программ развития и портфолио достижений каждого учащегося;
- участие в конкурсах профессионального мастерства, проведение мастер-классов в области воспитательной деятельности.
 

Hosted by uCoz