Положение
о классном руководителе государственного общеобразовательного
учреждения Красноярского края
1.
Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет организацию деятельности
педагогических работников, на которых возложены функции классных
руководителей в государственных общеобразовательных учреждениях всех
типов и видов, расположенных на территории Красноярского края в
соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от
21.06.01 №480/30-16, приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 03.02.06 №21 «Об утверждении методических
рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя
педагогическими работниками государственных общеобразовательных
учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных
общеобразовательных учреждений», Постановлением Правительства Российской
Федерации от 19.03.01 №196 «Об утверждении Типового положения об
общеобразовательном учреждении».
2. Цели и задачи деятельности классного
руководителя
2.1. Цели деятельности классного руководителя – создание условий для
саморазвития и самореализации личности учащегося, его успешной
социализации в обществе.
2.2. Достижение цели деятельности классного руководителя требует решения
следующих задач:
обеспечить включенность каждого учащегося в образовательные процессы
общеобразовательного учреждения;
обеспечить условия для индивидуального самовыражения каждого учащегося,
предъявления их в значимых для учащегося формах и действиях;
обеспечить понимающее взаимодействие между учащимися, педагогами,
родителями и другими людьми, не являющимися участниками образовательного
процесса;
обеспечить защиту прав и интересов учащихся.
3. Должностные обязанности классного
руководителя
3.1. Организационно-координирующие:
- организация деятельности класса: разработка программ и планов
воспитательной деятельности, инициирование и координация работ детского
соуправления, организация дежурства класса.
- организация учебной работы: ведение документации классного журнала,
дневников и личных дел учащихся; оформление портфолио учащихся;
привлечение специалистов в области детства в процессы создания условий
психологического, физического, социального, эмоционального комфорта
учащегося; установление взаимодействия между педагогическими
работниками, учащимися, родителями учащихся;
- организация внеурочной работы: инициирование творческих дел,
проведение мероприятий по профилактике вредных привычек; выявление
интересов учащихся, включение в программы дополнительного образования,
отслеживание результатов учащихся в данных видах деятельности;
- содействие в социальной защите учащихся: сопровождение учащихся,
находящихся в трудной жизненной ситуации; контроль за обеспечением
социальных прав детей из малообеспеченных семей; содействие общему
благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
- организация досуга для духовного развития ребёнка: организация и
проведение мероприятий, развивающих эмоциональную и мыслительную сферы
учащихся; организация включения в социально - значимую деятельность;
- повышение педагогической культуры родителей, содействие участию
родителей в жизни коллектива класса и общеобразовательного учреждения;
- регулирование межличностных отношений между учащимися, формирование
коммуникативных качеств;
- сопровождение учащихся «группы риска», состоящих на профилактическом
учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
3.2. Контрольно-аналитические:
- умение анализировать свою деятельность, определять её конкретные цели,
проектировать, адаптировать формы и методы воспитания к конкретным
условиям, повышение своего профессионального уровня.
- изучение индивидуальных особенностей учащихся, физического,
психического здоровья, их успеваемости, посещаемости и поведения во
взаимодействии с медицинской и социально-психологической службами
общеобразовательного учреждения;
- определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
- контроль за успеваемостью каждого учащегося и посещаемостью ими
учебных занятий.
4. Права классного руководителя
4.1. Классный руководитель имеет право:
- выносить на рассмотрение администрации общеобразовательного
учреждения, педагогического или методического совета
общеобразовательного учреждения согласованные с коллективом класса
предложения по совершенствованию работы общеобразовательного учреждения;
- получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье
учащихся;
- координировать работу учителей-предметников, психологов, социальных
педагогов, родителей, оказывающих воспитательное влияние на учащихся
класса через проведение педагогических консилиумов, «малых педсоветов»;
- по согласованию с администрацией общеобразовательного учреждения
обращаться в подразделения по делам несовершеннолетних, организуя
решение вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся класса;
- определять программы индивидуальной работы с учащимися;
- по согласованию с администрацией общеобразовательного учреждения и с
разрешения педагогического совета вести опытно-экспериментальную работу
по различным проблемам методической и воспитательной деятельности;
- выбирать формы повышения педагогической квалификации.
5. Профессионально-педагогическая компетентностьклассного руководителя
5.1. Классный руководитель должен знать:
- Конституцию Российской Федерации, Конвенцию о правах ребенка, Законы
Российской Федерации и Красноярского края «Об образовании», другие
нормативные правовые акты Российской Федерации и Красноярского края в
области образования;
- психолого-педагогические основы работы с учащимися конкретного
возраста;
- теорию и методику воспитательной работы, в т.ч. современные подходы,
концепции и технологии воспитания;
- правила и нормы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
5.2. Классный руководитель должен уметь:
- использовать в работе инновационные технологии;
- анализировать имеющиеся воспитательные ресурсы;
- разрабатывать программу действий по достижению воспитательных целей;
- формировать внутренний распорядок жизни класса и нормы культуры
коллектива класса;
- разрабатывать критерии оценки достижения воспитательных целей,
проводить анализ способов их достижения, составлять и оформлять
аналитический отчет о своей деятельности;
- излагать содержание и смысл воспитательных действий в доступной форме
для учащихся, родителей.
6. Критерии эффективности деятельности
классного руководителя
6.1. Результативность работы классного руководителя анализируется и
оценивается администрацией общеобразовательного учреждения и другими
участниками образовательного процесса. С этой целью в каждом
общеобразовательном учреждении разрабатывается система критериев работы,
а также приемов оценочно-аналитической деятельности.
6.2. Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет, как
правило, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
6.3. Эффективность работы классного руководителя оценивается на
основании критериев, которые характеризуют:
- наличие программ и планов воспитательной деятельности; в классном
коллективе развёрнутого детского соуправления-детских инициатив и
социально-значимых проектов, участие коллектива учащихся в общешкольных
событиях;
- хорошие показатели успеваемости класса и отсутствие пропусков по
неуважительной причине;
- наличие в классе своих традиций, занятость учащихся в системе
дополнительного образования, демонстрация учащимися этических норм в
поведении, общении;
- реализация индивидуальных программ поддержки учащихся из семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации;
- наличие различных форм работы с родителями и содействие в повышении их
педагогической культуры;
- наличие форм совместного планирования воспитательной деятельности
класса и обсуждения её результатов;
- наличие индивидуальных программ развития и портфолио достижений
каждого учащегося;
- участие в конкурсах профессионального мастерства, проведение
мастер-классов в области воспитательной деятельности.
|