РОДИТЕЛЕЙ В ШКОЛУ! СРОЧНО!!!
Как лучше?
Для классного руководителя общение с родителями - неизбежная и не всегда
простая часть работы. От него, по сути дела, нередко зависит и объем
нагрузки классного руководителя, и эффективность всей его деятельности.
Как же сделать так, чтобы несколько лет работы с классом прошли в
обстановке сотрудничества и взаимопонимания с родителями?
Взаимодействие
Во взаимодействии с родителями важно так же хорошо представлять себе, в
чем, собственно, цель общения. Если исходить из того, что мы встречаемся
как коллеги, то, вероятно, наша задача - обмен опытом, совместная
выработка каких-то решении. Важно в ходе разговора не увлечься
перечислением проблем и их деталей, а все время держать в голове ту
цель, ради которой мы, встретились. В центре внимания должна быть не
проблема, а ее решение.
Как организовать беседу?
О встрече нужно договориться заранее, причем точно по времени. Не
секрет, что абстрактная запись в дневнике "Прошу родителе и срочно зайти
в школу" крайне редко оборачивается чем-то конструктивным. Вызвали,
родители пришли, когда смогли, потому что мы не сказали когда. Значит,
на перемене, когда у учителя масса других дел, или прямо перед уроком,
когда учитель вынужден разрываться, пытаясь что-то услышать/сообщить в
разговоре с родителями, одновременно поглядывая на 25 уже ждущих его
детей. Понятно, что толку от такого разговора будет мало.
С чего начать разговор?
Вначале лучше сформулировать задачу разговора, обозначить его как
совместный поиск решений. Будьте уверены, родители и так знают - что у
ребенка проблемы, да и сам факт личной беседы с классным руководителем в
нашей практике образовательных учреждений, к сожалению, редко говорит о
том, что все в порядке. Представьте себе, в каком настроении приходят
родители в школу по вызову классного руководителя, что они чувствуют.
Они уже заранее готовятся выслушать нечто неприятное и невольно пытаются
защититься. Следовательно, первая наша задача - сделать так, чтобы
родители видели в классном руководителе не источник неприятных эмоций, а
человека, с которым можно на равных обсудить проблемы своего ребенка и
найти решения. Поблагодарите родителя за то, что пришел. Выразите
надежду, что совместными усилиями вам удастся справиться с возникшими
трудностями.
Как построить разговор?
Расскажите о текущей ситуации. Не стоит фиксироваться сразу только на
трудностях, отметьте все возможные позитивные моменты, которые только
можно найти, и начните с них. А вот потом уже излагаем ситуацию в ключе:
есть некоторые трудности и проблемы, которые мешают. Старайтесь
сохранять дружеский, доверительный тон разговора, будьте готовы понять
позицию собеседника.
Изложив ситуацию, обязательно поинтересуйтесь мнением собеседника: а
какой видится ситуация родителю? Если инициатором разговора был
родитель, обязательно выслушайте его до конца, стараясь, однако,
максимально приблизить собеседника к тому, в чем проблема и как ее можно
решить.
Если беседа не ладится...
А вот всякое бывает! И даже у суперпрофессионалов не все получается, дай
собеседники бывают разные. Что делать? Предупредите о возможных
последствиях проблемы, если родитель очевидно не может/не хочет
прислушаться к вашим рекомендациям, Направьте на консультацию к
школьному психологу, если это имеет смысл. В дальнейшем поставьте в
известность администрацию (завуча) о ходе проведенной беседы, возможно,
есть необходимость в помощи администрации.
Профилактика конфликтных ситуаций с родителями
Нередко и весьма метко выбивают из колеи ситуации, связанные с
непредвиденными конфликтами Часто в школу приходят родители возмущенные
той или иной несправедливостью в адрес их ребенка. При обсуждении
конфликтной ситуации помните, что, как бы ни был возмущен родитель, речь
идет о вашей работе и именно рабочими реалиями объясняется все, что вы
делаете.
Поэтому желательно избегать аргументов личных, опираясь на аргументы
деловые.
Как вы, вероятно, заметили, речь идет здесь основном о том, что личная
ответственность учителя переключается на существующие правила, законы,
инстанции. Понятно, что в таких ситуациях еще более важно, чем в
обыденной беседе, фиксировать внимание не на самой проблеме, а на том,
как ее решить, что делать.
Ра6ота классного руководителя - труд интересный, захватывающий, но
отнимающий много времени и сил. Вместе с родителями эта работа
становится легче и конструктивнее.
Успехов и терпения!
Т.Быкова газета "Первое сентября" №2, 2007
|