Программа
психолого-педагогической сопровождения
«трудных» детей и детей группы «риска»
Содержательное обоснование программы.
В МОУ «Первоманская средняя общеобразовательная школа № 2» 273 учащихся.
Из них 60 учащихся (22%) детей из неблагополучных семей и семей «группы
риска». Их родители ведут нездоровый образ жизни, не занимаются
воспитанием детей. Самоустранение от воспитания приводит к тому, что
дети бродяжничают, воруют, не посещают занятия в школе, у них
формируется девиантный тип поведения. На внутришкольном учёте состоят 19
учащихся данной категории, из них 7 - на учёте в ПДН. На учащихся данных
категорий рассчитана программа.
Ведущими
компонентами программы являются:
1. Выявление учащихся группы «риска», определение причин отклоняющегося
поведения.
2. Устранение причин отклонений в поведении школьника:
• изменение характера личных отношений учащихся со сверстниками и
взрослыми;
• вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной
деятельности;
• изменение условий семейного воспитания.
Цель: создание и поддержка
социально-психолого-педагогических условий, способствующих коррекции и
профилактике девиантных форм поведения, нормальной жизнедеятельности
ребенка, совершенствованию возможностей ребенка и его окружения в
решении проблем социальной жизни.
Задачи:
• организовать коррекционно-профилактическую деятельность специалистов в
отношении девиантного поведения учащихся через моделирование типов
поведения, поощряющих здоровый образ жизни, развитие навыков в сфере
самопознания, самовоспитания, навыков эффективного взаимодействия,
сотрудничества;
• повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов и
родителей;
• помогать семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием,
присмотром за ребенком;
• помогать ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его
успеваемость и посещение учебного заведения;
• защищать права ребенка в его жизненном пространстве.
Методы и формы работы:
психологические и социальные
диагностические методы исследования личности (наблюдение, анкетирование,
тестирование); психотерапевтические, тренинговые, адаптационные игры и
упражнения, беседы, КТД, педсовет, методическое объединение, консилиумы,
практико-ориентированный семинары.
Механизмы реализации программы:
• классные руководители
• педагог-психолог
• социальный педагог
• Совет профилактики
• Парламент
• Вожатая
• Участковый инспектор
• Педагоги дополнительного образования
• Зам.директора по УВР
• Зам.директора по ВР
Ожидаемые результаты.
1. снижение количества учащихся с девиантными формами поведения за счет
повышения уровня их психологического здоровья (позитивный образ «Я»,
позитивное самоощущение, восприятие окружающего мира);
2. оптимизация детско-родительских отношений за счет повышения уровня
психолого-педагогической компетентности;
3. оптимизация отношений между педагогами и учащимися за счет повышения
уровня психолого-педагогической компетентности;
4. снижение количества причин, негативно влияющих на успеваемость детей
и посещение ими учебного заведения.
ПАМЯТКА КЛАССНОМУ
РУКОВОДИТЕЛЮ
ПО РАБОТЕ С ПРОБЛЕМНЫМИ ДЕТЬМИ
1. Завести дневник наблюдений.
2. Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми
подростками.
3. Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле
вопрос успеваемости подростков.
4. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
5. Строго следить за выставлением оценок в дневник.
6. Ежемесячно проверять занятость в кружках.
7. Ежедневно встречаться с подростками.
8. При необходимости приглашать на Совет профилактики.
9. Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.
10. Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является
личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам
ребенка.
11. Вовлекать в трудовую деятельность, серьезные дела, исполнение
общественных поручений.
12. Предупредить возможность неправильных действий детей.
13. Организовать интересную жизнь коллектива, в котором учится
«трудный».
14. Обучить детей методам самовоспитания.
15. Нормализация семейной обстановки, нейтрализовать вредное влияние
родителей.
16. Индивидуальное шефство.
17. Вовлечение подростков в кружки, секции, контролировать их посещение.
18. Привлечение родительской общественности.
19. Поддерживать тесную связь с ПДН.
|